Как переключать передачи на мотоцикле
Переключение передач на мотоцикле вызывает трудности у начинающих.
При работе с последовательной коробкой передач стоит помнить:
1. Чем выше обороты тем проще переключаться вверх
Двигатели Японских мотоциклов разработаны для работы на высоких оборотах. "Крейсейрским" режимом для таких моторов являются обороты -3000 от оборотов отсечки. Переключать передачу вверх лучше всего на высоких оборотах.
2. При переключении вверх сцепление нужно отжимать и отпускать быстро
Представьте себе ситуацию - вы держите ручку газа на 10 000 RPM. в это время вы выжимаете сцепление, обороты мотора начинают расти, если вы промедлите отпуская сцепление - мотор успеет раскрутиться и вы резко отпустите сцепление на более высоких оборотах следующей передачи (рывок). Если же вы это сделаете быстро - мотор не успеет поднять обороты достаточные чтобы произошел рывок на отпущенном сцеплении. Не смотря на то, что оптимальным переключением передач является переключение без закрытия ручки газа - новичкам рекомендуется при переключении передачи вверх и выжатом сцеплении немного закрывать ручку газа. Главное - запомнить два простых правила - плавным переключение вверх получается когда отпуская сцепление при воткнутой повышенной передачи ваши обороты не превышают +500/+1000 обороты передачи с которой вы переключаетесь (если вы переключаетесь на 2 или 3 передачи вверх вам потребуется большая разница). И второе более общее правило - ваше ускорение при переключении передачи не должно останавливаться.
3. Переключение передачи вниз
Если вы это делаете быстро - вам нужно всего лишь сбросить обороты на 2-3 тысячи (торможение) затем выжать сцепление, переключиться вниз и отпустить сцепление. Плавное переключение происходит когда ваши обороты в момент переключения вниз меньше оборотов на пониженной передаче на 500/1000 RPM. Если это правило не выполняется - вы испытывает рывок. (такое может произойти если вы уйдете на 2 или 3 передачи вниз). Чтобы рывка не происходило, при уходе на -2/-3 передачи вниз нужно делать перегазовку.
4. Заводской ограничитель момента
Многие ошибочно называют заводской ограничитель момента, устанавливаемый в большинство современных мотоциклов - проскальзывающим сцеплением. Ограничитель момента работает когда сцепление недовыжато. Т.е. когда вы отпускаете сцепление и если ваше заднее колесо сильно сопротивляется (вы сильно ошиблись с оборотами) - сцепление начинает проскальзывать, но только до тех пор пока вы полностью его не отпустите. Если вы отпустите сцепление - механизм проскальзывания отключается и колесо начинает прыгать (в случае переключения вниз) или вы испытываете рывок (в случае переключения вверх).
5. Когда нужно уходить вниз
Многие мотоциклисты совершают одну и ту же ошибку - при торможении они последовательно сбрасывают передачи - 5, 4, 3, 2, 1, тем ни менее правильным подходом является агрессивное торможение с последующим (когда обороты опускаются до допустимых) уходом на несколько передач вниз. К сожалению, в начале мотоциклетной карьеры новичок плохо чувствует обороты на которых можно уйти на 2-3 передачи вниз а скольжение заднего колеса, при ошибке - его пугает. Поэтому он предпочитает пользоваться последовательным сбросом передач, что со временем формирует стереотип который не так то просто разрушить.
Индикатор передач - значительно упрощает ориентирование в переключении передач как новичкам так и опытным мотоциклистам, разгружая ЦНС. Многие из наших гонщиков имеют 7 летнюю практику выступлений в соревнованиях и бывают моменты когда индикатор передач необходим и им. Помните, что в экстремальной ситуации ВСЕГДА выигрывает тот, кто НЕ ВСПОМИНАЕТ, а НАБЛЮДАЕТ передачу. Иными словами если вы всё же забыли передачу - то в экстремальной ситуации вы теряете больше времени на её поиск в памяти чем на её наблюдение.
Обзор индикаторов передач: http://www.healtech.ru/stati/obzor-indikatorov-peredach
Мы написали статью, затрагивающую основы переключения передач.
Статья доступна по адресу: http://www.healtech.ru/glossarii/1243-perekluchenie-peredach-na-motocikle
Статья по теме: http://www.healtech.ru/motoshkola/1274-kak-perekluchat-skorosti-na-motozikle